Записаться на экскурсию
Это поле обязательно для заполнения
Ваше имя
*
Это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
Это поле обязательно для заполнения
E-mail:
*
Это поле обязательно для заполнения
Область ввода:
*
Это поле обязательно для заполнения
Галочка
*
Спасибо! Форма отправлена
г. Новосибирск, ул. Пожарского, д. 2а
Пн-Пт с 8:00 до 16.30

Особенности оказания логопедической помощи детям раннего возраста и их семьям

Главная
/
Статьи
/
Особенности оказания логопедической помощи детям раннего возраста и их семьям на базе центра социальной помощи

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЬЯМ НА БАЗЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

 

Евтушенко Софья Алексеевна, учитель-логопед

                                                                   ГАУ НСО ОЦСПСиД «Морской залив»

УДК 376.37

Особенности оказания логопедической помощи детям раннего возраста и их семьям на базе центра социальной помощи

Евтушенко Софья Алексеевна, Шорохова Мария Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский городской педагогический университет»

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме логопедической помощи детям раннего возраста с речевыми нарушениями. В статье рассмотрена роль раннего начала коррекционно-развивающей работы, описаны основные особенности работы логопеда в центре социальной помощи, перечислены и раскрыты этапы логопедической работы. Раскрыты методические решения помощи семье детей, имеющих речевые нарушения. Представлены некоторые основные формы взаимодействия специалиста с семьей ребенка раннего возраста.

Ключевые слова: дети раннего возраста, центр социальной помощи, дети с нарушениями речи, дети с ОВЗ, логопедическая работа, работа с родителями.

 

Specifics of logopedic assistance for young children and their families on the base of social assistance center

Annotation: The article is devoted to the problem of speech therapy for children with speech disorders. The article considers the role of early beginning of corrective-developing work, describes the main features of speech therapist’s work in the center of social assistance, lists and discloses the stages of speech therapy work. The article reveals methodical solutions of assistance to family of children having speech disorders. It presents some basic forms of interaction of the specialist with the young child’s family.

Keywords: young children, social assistance center, children with speech disorders, children with disabilities, speech therapy, work with parents.

 

В последние годы увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в дошкольные и школьные образовательные учреждения, вырос спрос на специалистов и учреждения, оказывающих таким детям коррекционную помощь. Семьи, воспитывающие детей с особенностями развития, чаще стали обращаться за помощью в медицинские и социальные учреждения. Чаще всего у таких детей можно отметить нарушение речи различного генеза.

Многие ученые (М. Е. Хватцев, М. М. Кольцова, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и др.) отмечали непосредственное влияние протекания периода раннего детства ребенка на своевременное развитие у него правильной речи.

По мнению Е. Н. Винарской, Л. С. Выготского, Ю. А. Разенковой и других, раннее вмешательство в процесс развития детей с психофизиологическими особенностями и из группы риска позволяет уменьшить влияние неблагоприятных факторов, увеличить компенсаторные возможности и повысить вероятность успешной социализации ребенка и его семьи.

Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" от 2012 г. органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать условия для реализации права каждого гражданина на получение качественных образовательных услуг, к ним относится в том числе оказание ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 2018 г. одним из приоритетов названо создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям. В данном Указе речь уже идёт о всех детях раннего возраста вне зависимости были выявлены у них ранее какие-либо психофизические особенности или нет.

Родители детей раннего возраста могут получать услуги ранней психолого-педагогической помощи в ресурсных центрах и службах ранней помощи на базах медицинских, образовательных и социальных учреждений. Одним из таких учреждений является Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Областной центр социальной помощи семье и детям «Морской залив», в котором в 2021 году была организована Служба ранней помощи. Служба оказывает психолого-педагогические услуги, в том числе услуги логопеда, детям от рождения до 3-х лет и их родителям в полустационарной форме в условиях кратковременного пребывания.

Цель Службы ранней помощи заключается в организации и реализации системы абилитационных мероприятий, направленных на улучшение функционирования ребёнка в естественных жизненных ситуациях, повышение качества взаимодействия и отношений ребёнка с родителями/опекунами и в семье, повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребёнка, включение ребёнка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребёнка и семьи.

Важно понимать, что основной целью логопедической работы в системе ранней помощи является именно профилактика возникновения речевых нарушений, а средством – создание благоприятных условий через обучение родителей и формирование у них соответствующих педагогический компетенеций.

В работе логопеда с ребенком и семьей можно выделить несколько этапов. Так как для многих детей раннего возраста центр становится первым местом педагогического сопровождения, особую роль приобретает диагностический этап.

Диагностика в Службе ранней помощи начинается ещё до непосредственного взаимодействия специалиста с ребенком - с обследования по шкалам KID / RCDI, которые родители заполняют до начала диагностической недели. Это означает, что ещё до того, как ребенок пришел на первичный приём, логопед уже имеет базовые представления об уровне его общего, коммуникативного и речевого развития.

На первичном приёме специалист подробно объясняет результаты KID или RCDI родителям, исходя из наблюдения за ребенком заполняет бланк первичного обследования, составленный на основании Международной классификации функционирования, и вместе с родителем формулирует цель абилитации.

В течении диагностической недели логопед проводит углубленную оценку коммуникативного и речевого развития ребенка, по окончанию которой разрабатывается индивидуальный план абилитации. Логопед также оценивает фасилитаторы и барьеры, существующие в жизни ребенка раннего возраста и оказывающие на него положительное или отрицательное влияние.

Реализация индивидуального плана происходит на основном или практическом этапе во время индивидуальных и групповых занятий.

Огромное внимание уделяется предпосылкам формирования у ребенка речи. Проводится работа над развитием у ребенка основных коммуникативных навыков, слухового и фонематического восприятия, словарного запаса, артикуляционных движений, правильного дыхания, темпо-ритмической стороны речи, мелкой моторики, над активизацией вокализации, звукоподражания и самостоятельной речи.

Индивидуальные и групповые занятия проходят в форме коучинга: логопед демонстрирует игру, объясняет её цель, показывает пример взаимодействия с ребенком, затем в игру включается уже родитель. Во время игры специалист подсказывает, как можно эту игру разнообразить или усложнить, как добиться через игру развития желаемых навыков у ребенка.

В процессе всего курса абилитации логопед подбирает разнообразный игровой и сенсорный материал, демонстрирует как развивать коммуникативные и речевые навыки в игре и консультирует, как это сделать во время других видов деятельности, особенно, в естественных жизненных ситуациях: на прогулке, во время купания, одевания и кормления, перед сном и т. д.

Последний этап связан с оценкой результативности логопедической работы: логопед оценивает, как изменились навыки ребенка, получилось ли избавиться от негативных условий, влияющих на его развитие, а родитель оценивает степень оказанной ему помощи.

По окончанию абилитационного курса родителям даются рекомендации по дальнейшему развитию ребенка. Также, в рамках реализации Комплекса мер по поддержке жизненного потенциала семей, на территории Новосибирской области на 2022-2023 годы и при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на базе ГАУ НСО «ОЦПСиД «Морской залив» начала свою работу «Школа дистанционного консультирования родителей, воспитывающих детей-инвалидов «Мы вместе» с использованием электронных ресурсов». Данная школа позволяет поддерживать связь специалиста с семьей и после завершения абилитационного курса в течение 2-6 месяцев.

Таким образом, основными особенностями логопедической работы в Службе ранней помощи является её превентивный характер, приоритет взаимодействия специалиста с родителем и направленность на развитие навыков в естественных жизненных ситуациях.  

 

Список использованных источников:

  1. Разенкова Ю. А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. Монография. М.: Карапуз, 2011. 144 с.
  2. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: URSS, 2023. 160 с.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  4. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 224 с.
  5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999. 160 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-0.shtml#book_page_top
  6. Распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 N 458-рп «Об утверждении концепции развития системы ранней помощи в Новосибирской области на период до 2020 года»
  7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  9. Хватцев М. Е. Логопедия: в 2 кн. : книга для преподавателей и студентов пед. вузов : [учебное пособие]. Кн. 1 / Под науч. ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской.  М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 272 с.
  10. Шорохова М. В. Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи в учреждении здравоохранения (на примере психоневрологического диспансера) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 11. С. 99-105.

 

Евтушенко Софья Алексеевна: магистрант, ФГБОУ ВО «НГПУ».

Шорохова Мария Васильевна: научный руководитель, кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи, Институт детства, ФГБОУ ВО «НГПУ».

Остались вопросы?
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
Спасибо! Форма отправлена
О центре
Основная цель деятельности РСЦ: распространение эффективных технологий и методик оказания услуг ранней помощи на территории Новосибирской области
Контакты
г. Новосибирск, ул. Пожарского, д. 2а
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Сб-Вс с 10:00 до 17:00
Оставить заявку
Это поле обязательно для заполнения
Ваше имя
*
Это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
Это поле обязательно для заполнения
E-mail:
*
Это поле обязательно для заполнения
Область ввода:
*
Это поле обязательно для заполнения
Галочка
*
Спасибо! Форма отправлена
Заказать звонок
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена