Дата публикации: 16.01.2024 00:00
УДК 334.01
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ
Нохрина Марина Валерьевна, методист
ГАУ НСО ОЦСПСиД «Морской залив»
Аннотация. Работа посвящена методическим условиям организации и развития службы ранней помощи детям раннего возраста и их семьям. Рассмотрены основные рекомендации и положения, обеспечивающие единый подход при формировании службы ранней помощи на территории Российской Федерации и результаты деятельности службы при соблюдении указанных условий.
Ключевые слова: ранняя помощь, семейно-центрированная модель, междисциплинарная команда, дети-инвалиды, дети с ОВЗ, компетентность родителей.
В настоящее время в России актуальным остается вопрос развития службы ранней помощи детям и их семьям. Это связано с ростом числа новорождённых с патологией, с наличием нарушений натального и постнатального периода, с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Ранняя помощь детям и их семьям – это комплекс услуг, оказываемый на междисциплинарной основе детям целевой группы в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям, направленный на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия детей и родителей (законных представителей), включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения.
Основные условия организации и развития системы ранней помощи детям определены в «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р.
Для обеспечения реализации основных положений Концепции развития ранней помощи Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации были разработаны и утверждены методические рекомендации, обеспечивающие единый подход при формировании службы ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной ре/абилитации детей раннего возраста.
Основными условиями организации и развития службы ранней помощи является наличие:
- нормативно-правовой базы (законодательные и нормативные правовые акты, региональные нормативные документы, стандарт предоставления услуг ранней помощи, положение о структурном подразделении, порядок оказания услуг ранней помощи, порядок направления детей для получения услуг ранней помощи, перечень услуг ранней помощи детям и их семьям, индивидуальные программы ранней помощи, ежегодное планирование/государственное задание);
- межведомственного взаимодействия структур здравоохранения, дошкольного образования, социальной защиты;
- единого регионального ресурсно-методического центра ранней помощи, функционалом которого является ведение базы данных детей, получающих услуги ранней помощи, обеспечение организаций и учреждений, оказывающих услуги ранней помощи информацией об актуальных методических материалах (диагностических, развивающих и др. программах), организация мероприятий по обмену опытом между специалистами различных учреждений и организаций, проведение обучения специалистов ранней помощи, ведение реестра организаций, предоставляющих услуги ранней помощи;
- помещения, имеющего специальное вспомогательное оборудование, соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям детей и адаптированного для семей с детьми раннего возраста и детей с нарушениями развития;
- междисциплинарной команды специалистов, постоянно осуществляющих свое профессиональное развитие: педиатр, невролог, специалист по АФК/ЛФК, психолог, логопед, дефектолог, специалист по сенсорной интеграции, педагог раннего развития, специалист по коммуникации, социальный педагог;
- семейно-центрированной модели оказания услуг ранней помощи, которая подразумевает поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в обеспечении лучшего развития и обучения их ребенка.
Соблюдение условий организации и развития службы ранней помощи позволит:
- повысить качество услуг, оказываемых детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям;
- развить основные функциональные навыки ребенка (общение, исследование, игру, движение, обслуживание себя и др.) для улучшения собственной активности ребенка и его вовлеченности в ежедневные жизненные ситуации;
- обучить родителей теоретическим и практическим основам формирования у ребенка основных функциональных навыков, улучшить качество взаимодействия с ребенком и поддержку познавательного, коммуникативного и речевого, двигательного развития ребенка, обеспечивать профилактику задержки развития ребенка.
Научный руководитель – Н.А. Кузь, канд. пед. наук, доц. кафедры теория и методика дошкольного образования,Новосибирский государственный педагогический университет