Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста
Дубовская Кристина Сергеевна,
педагог-психолог службы ранней помощи
ГАУ НСО «Областной центр социальной
помощи семье и детям «Морской залив»
Младенческий и ранний возраст является особым периодом в развитии детей. Ребенок в этот период времени очень уязвим и любое неблагоприятное воздействие вредоносных факторов биологического, социально-психологического характера может спровоцировать задержку в развитии. В тоже время нервная система малыша обладает компенсаторными возможностями, которые при грамотно организованной системе абилитации малыша, при непосредственном участии семьи ребенка, позволяет максимально компенсировать отклонения в развитии.
Проблема отсутствия речевого общения и коммуникации в целом у ребенка раннего возраста с особенностями в развитии является одной из основных причин обращения родителей в службу ранней помощи.
При обращении родителей в службу ранней помощи, междисциплинарная команда специалистов проводит комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику и оценивает уровень развития ребенка, в том числе речевого и коммуникативного. В ходе диагностики специалисты выявляют способность малыша к общению, к использованию невербальных средств коммуникации и др. По результатам оценки развития ребёнка разрабатывается индивидуальная программа абилитации для семьи, где основной составляющей является работа по развитию коммуникативных навыков.
Я как психолог, опираюсь на ведущую деятельность детей раннего возраста, формирую и развиваю навыки коммуникации через эмоциональное общение и предметную деятельность. На занятиях я организую и поддерживаю совместную активность ребёнка с родителями, в ходе которой обучаю родителей практическим приёмам, методам, техникам, направленным на улучшение качества взаимодействия и общения родителей с ребёнком. Совместно с родителями мы чётко определяем навыки, которые родители будут отрабатывать с детьми в домашних условиях.
Приведу примеры игр и упражнений, которые я использую в своей работе.
Игра на эмоциональное взаимодействие «Улыбнись солнышку»
Цель: вызвать положительные эмоции ребенка после сна.
Вот проснулись, потянулись. (руки в стороны, вверх)
И друг другу улыбнулись. (повернулись друг к другу)
Хорошо все потянулись (последние две строчки повторить четыре раза)
И друг другу улыбнулись.
Игра «Вот какие шишки»
Цель: Манипуляция с предметами.
Текст песни: "Вот какие шишки".
Музыка и слова Е.А. Гомоновой.
Детки по лесу гуляли,
Детки шишки собирали.
Вот какие шишки
Мы подарим мишке! (дети собирают шишки в корзину)
Вот так шишечки стучат, (стучат шишками друг об друга)
Всех ребяток веселят.
(говорком) Где шишки?
Дети: Вот они!
Вот какие шишки
Мы подарим мишке!
Мишке шишки мы покажем, (показывают шишки мишке)
А потом за спину спрячем. (прячут за спины шишки)
Поищи-ка, мишка,
Где же наши шишки?
Мы корзиночки возьмем,
Шишки быстро соберем…(собирают шишки в корзинку)
Полюбуйся, мишка,
Вот какие шишки!
Игра "Бьём в барабан"
Цель: развитие подражания движениям рук и речи взрослого – повторение аморфных слов звукоподражаний БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.
Оборудование: барабан.
Ход игры: Предложите детям «поиграть» на барабане.
Перед началом игры продемонстрируйте настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее. – А как мы бьем в барабан? При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки. Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается, легче воспроизводится в речи. Можно использовать в одной игре разные варианты звукового сопровождения.
Важной составляющей коммуникативной сферы ребенка раннего возраста является умение общаться не только с близкими взрослыми, но и с окружающими детьми.
Для развития этого важного навыка на групповых занятиях я используют игры на взаимодействие с детьми.
«Передай мяч».
Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.
Ход игры: Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Игра "Позвеним колокольчиком"
Цель: развитие подражания движениям руки, а также речи взрослого – повторение слов звукоподражаний ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ (Привет, привет Миша!!!)
Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью колебательных движений руки и речи. – Давайте позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!» Имитируем движение игры на колокольчике – поднимаем руку и машем ею из стороны в сторону. (Пока, пока Миша!!!)
Таким образом, психологические занятия в триаде «психолог-ребенок-родитель» способствуют повышению компетенций родителей в вопросах оптимизации детско-родительского взаимодействия, развития общения ребенка со сверстниками и взрослыми, а также на «погружение» семьи в развивающую, обучающую и направленную на развитие коммуникативных навыков общения среду.