Записаться на экскурсию
Это поле обязательно для заполнения
Ваше имя
*
Это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
Это поле обязательно для заполнения
E-mail:
*
Это поле обязательно для заполнения
Область ввода:
*
Это поле обязательно для заполнения
Галочка
*
Спасибо! Форма отправлена
г. Новосибирск, ул. Пожарского, д. 2а
Пн-Пт с 8:00 до 16.30

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста

Главная
/
Статьи
/
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста

Дубовская Кристина Сергеевна,

педагог-психолог службы ранней помощи

ГАУ НСО «Областной центр социальной

помощи семье и детям «Морской залив»

 

Младенческий и ранний возраст является особым периодом в развитии детей. Ребенок в этот период времени очень уязвим и любое неблагоприятное воздействие вредоносных факторов биологического, социально-психологического характера может спровоцировать задержку в развитии. В тоже время нервная система малыша обладает компенсаторными возможностями, которые при грамотно организованной системе абилитации  малыша, при непосредственном участии семьи ребенка, позволяет максимально компенсировать отклонения в развитии. 

         Проблема отсутствия речевого общения и коммуникации в целом у ребенка раннего возраста с особенностями в развитии является одной из основных причин обращения родителей в службу ранней помощи.

         При обращении родителей в службу ранней помощи, междисциплинарная команда специалистов проводит комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику и оценивает уровень развития ребенка, в том числе  речевого и коммуникативного. В ходе диагностики  специалисты выявляют способность малыша к общению, к использованию невербальных средств коммуникации и др. По результатам оценки развития ребёнка разрабатывается индивидуальная программа абилитации для семьи, где основной составляющей является работа по развитию  коммуникативных навыков.

         Я как психолог, опираюсь на ведущую деятельность детей раннего возраста, формирую и развиваю навыки коммуникации через эмоциональное общение и предметную деятельность. На занятиях я  организую и  поддерживаю совместную активность ребёнка с родителями, в ходе которой обучаю родителей практическим приёмам, методам, техникам, направленным на улучшение качества взаимодействия и общения родителей с ребёнком. Совместно с родителями мы чётко определяем навыки, которые родители будут отрабатывать с детьми в домашних условиях.

Приведу примеры игр и упражнений, которые я использую в своей работе.

Игра на эмоциональное взаимодействие «Улыбнись солнышку»

Цель: вызвать положительные эмоции ребенка после сна.

Вот проснулись, потянулись.   (руки в стороны, вверх)

И друг другу улыбнулись.     (повернулись друг к другу)

Хорошо все потянулись     (последние две строчки повторить четыре раза)

И друг другу улыбнулись.

Игра «Вот какие шишки»

Цель: Манипуляция с предметами.

Текст песни: "Вот какие шишки".

Музыка и слова Е.А. Гомоновой.

Детки по лесу гуляли,
Детки шишки собирали.
Вот какие шишки
Мы подарим мишке! (дети собирают шишки в корзину)

Вот так шишечки стучат, (стучат шишками друг об друга)
Всех ребяток веселят.

(говорком) Где шишки?
Дети: Вот они!

Вот какие шишки
Мы подарим мишке!

Мишке шишки мы покажем, (показывают шишки мишке)
А потом за спину спрячем. (прячут за спины шишки)
Поищи-ка, мишка,
Где же наши шишки?

Мы корзиночки возьмем,
Шишки быстро соберем…(собирают шишки в корзинку)
Полюбуйся, мишка,
Вот какие шишки!

Игра "Бьём в барабан"

 Цель: развитие подражания движениям рук и речи взрослого – повторение аморфных слов звукоподражаний БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.

Оборудование: барабан.

Ход игры: Предложите детям «поиграть» на барабане.

Перед началом игры продемонстрируйте настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее. – А как мы бьем в барабан? При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки. Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается, легче воспроизводится в речи. Можно использовать в одной игре разные варианты звукового сопровождения.

Важной составляющей коммуникативной сферы ребенка раннего возраста является умение общаться не только с близкими взрослыми, но и с окружающими детьми.

Для развития этого важного навыка на групповых занятиях я используют игры на взаимодействие с детьми.

«Передай мяч».

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Ход игры: Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра "Позвеним колокольчиком"

 Цель: развитие подражания движениям руки, а также речи взрослого – повторение слов звукоподражаний ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ (Привет, привет Миша!!!)

Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью колебательных движений руки и речи. – Давайте позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!» Имитируем движение игры на колокольчике – поднимаем руку и машем ею из стороны в сторону. (Пока, пока Миша!!!)

      Таким образом, психологические занятия в триаде «психолог-ребенок-родитель»  способствуют  повышению компетенций родителей в вопросах    оптимизации  детско-родительского взаимодействия,  развития общения ребенка со сверстниками и взрослыми, а также на «погружение» семьи в развивающую, обучающую и направленную на развитие коммуникативных навыков общения среду.

Остались вопросы?
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
Спасибо! Форма отправлена
О центре
Основная цель деятельности РСЦ: распространение эффективных технологий и методик оказания услуг ранней помощи на территории Новосибирской области
Контакты
г. Новосибирск, ул. Пожарского, д. 2а
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Сб-Вс с 10:00 до 17:00
Оставить заявку
Это поле обязательно для заполнения
Ваше имя
*
Это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
Это поле обязательно для заполнения
E-mail:
*
Это поле обязательно для заполнения
Область ввода:
*
Это поле обязательно для заполнения
Галочка
*
Спасибо! Форма отправлена
Заказать звонок
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена