Записаться на экскурсию
Это поле обязательно для заполнения
Ваше имя
*
Это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
Это поле обязательно для заполнения
E-mail:
*
Это поле обязательно для заполнения
Область ввода:
*
Это поле обязательно для заполнения
Галочка
*
Спасибо! Форма отправлена
г. Новосибирск, ул. Пожарского, д. 2а
Пн-Пт с 8:00 до 16.30

К вопросу разработки индивидуальной программы для ребенка с РАС

Главная
/
Статьи
/
К вопросу разработки индивидуальной программы для ребенка с РАС

УДК 376


К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С РАС


Гурова Ольга Алексеевна, педагог-психолог

ГАУ НСО ОЦСПСиД «Морской залив»


В работе рассматриваются способы коррекционной работы с детьми с РАС по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.

Ключевые слова: нейропсихологический подход, три функциональных мозговых блока, расстройство аутистического спектра.

 

           Сегодня нейропсихологический подход распространяются на новые практические сферы. 
           В работе специалисты междисциплинарной команды опираются 
на определенные принципы нейропсихологической коррекции. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития. Коррекция начинается с воздействия на фоновые элементы. Таким образом, происходит опосредованное влияние на становление дефицитарных функций. Индивидуальная программа ребёнка должна выстраиваться согласно степени развития ребёнка. Закономерности процесса интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом) – базис программы, по которой проводится нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны постепенно усложняться, а посторонняя помощь при выполнении заданий – уменьшаться. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией. В рамках программы должны предусматриваться интегративные занятия: «психолог + логопед» в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга без ущерба здоровью.
          Приёмы и техники методов нейропсихологической коррекции подбираются индивидуально для каждого ребенка специалистами междисциплинарной командой: психиатром, психологом, логопедом и другими. Для этого проводится системный анализ данных. От особенностей строения высших функций будут зависеть направления работы при нарушенном развитии. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте осуществляются на основании представлений о трех функциональных мозговых блоках (в соответствии концепцией А. Р. Лурии). Особое внимание уделяется установлению межполушарного взаимодействия.

          Индивидуальная программа для детей с РАС:
Цели:
– Определение уровня несформированности высших психических функций, выявление компенсаторных возможностей.                                                                    
– Становление и развитие дефицитарных психологических процессов. Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями.
Задачи:
– описание картины и определение уровня нарушений психических функций: определение пораженного (несформированного) блока мозга первичного дефекта и его системного влияния;
– определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дезадаптации возникший на почве поражения сенсорной либо моторной сферы, стереотипных движений и мимики и др.;
– оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: фармакологического, психолого-педагогического, психотерапевтического и др.;
– разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза реабилитационных или коррекционных мероприятий.
             В результате нейропсихологического подхода и взаимодействию междисциплинарной команды можно получить позитивную динамику в сенсомоторном, познавательном, эмоциональном, личностном и коммуникативном и регулятивном развитии детей с РАС.


Научный руководитель – Н.А. Кузь, канд. пед. наук, доц. кафедры теория и методика дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет

Остались вопросы?
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
Спасибо! Форма отправлена
О центре
Основная цель деятельности РСЦ: распространение эффективных технологий и методик оказания услуг ранней помощи на территории Новосибирской области
Контакты
г. Новосибирск, ул. Пожарского, д. 2а
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Сб-Вс с 10:00 до 17:00
Оставить заявку
Это поле обязательно для заполнения
Ваше имя
*
Это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
Это поле обязательно для заполнения
E-mail:
*
Это поле обязательно для заполнения
Область ввода:
*
Это поле обязательно для заполнения
Галочка
*
Спасибо! Форма отправлена
Заказать звонок
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена