УДК 334.01
ДИСТАНЦИОННОЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Нохрина Марина Валерьевна, методист
ГАУ НСО ОЦСПСиД «Морской залив»
Аннотация. В работе рассмотрена технология дистанционного сопровождения семей с детьми раннего возраста, имеющими ограничения жизнедеятельности. Процесс сопровождения семьи междисциплинарной командой специалистов рассматривается как мобилизующий фактор, формирующий активную позицию у родителей (законных представителей) в вопросах ре/абилитации детей в домашних условиях.
Ключевые слова: сопровождение семьи, дистанционное консультирование, дети раннего возраста, дети с ОВЗ.
В настоящее время во всем мире наблюдается увеличение количества детей с нарушениями в развитии. В связи с этим повсеместно в городах организованы службы ранней помощи, обладающие достаточными ресурсами и устойчивыми межведомственными и междисциплинарными связями для оказания своевременной медико-психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из наиболее востребованных направлений работы службы ранней помощи стало дистанционное сопровождение семей с детьми раннего возраста. Такое сопровождение требуется в связи с территориальной удаленности многих сельских поселений от учреждений социального обслуживания, нехваткой квалифицированных специалистов на месте и недостаточной информированностью родителей (законных представителей) о возможностях получения квалифицированной помощи.
Дистанционное сопровождение семьи подразумевает оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ психолого-педагогической, социально-медицинской, информационно-справочной помощи и поддержки, включение семьи в реабилитационный процесс в качестве полноправного участника этого процесса путем обучение методам и техникам коррекционно-развивающей деятельности в домашних условиях.
На дистанционное сопровождение берутся семьи с детьми, прошедшие курс ре/абилитации в службе ранней помощи и не имеющие возможности личного посещения специалистов.
Одной из эффективных форм взаимодействия специалистов с родителями является онлайн-консультация с использованием мессенджеров (WhatsApp, Skype и пр.), которые позволяют специалистам оперативно ответить на насущные вопросы родителей. Онлайн-консультацию родители могут получить в естественной жизненной ситуации, своевременно скорректировать взаимодействие с ребенком. По необходимости или по запросу семьи к дистанционному консультированию подключаются специалисты организаций, которые являются социальными партнерами службы ранней помощи.
Основные специалисты сопровождения семей – это психолог, дефектолог, логопед, педагог раннего развития, невролог, педиатр.
Периодичность, длительность и состав специалистов междисциплинарной команды сопровождения определяются в зависимости от индивидуальных запросов семьи, нозологических особенностей и тяжести течения заболевания ребенка.
Консультации, обучение ре/абилитации в домашних условиях, формируют активную позицию у родителей, настраивают на непрерывную самостоятельную ре/абилитацию ребёнка, направляют на преодоление нарушений в развитии, минимизацию отклонений и нормализацию жизни семьи.
Научный руководитель – Н.А. Кузь,канд. пед. наук, доц. кафедры теория и методика дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет