РОЛЬ ПСИХОЛОГА В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ
Гурова Ольга Алексеевна, педагог-психолог
ГАУ НСО ОЦСПСиД «Морской залив»
Аннотация.
В статье раскрывается роль психолога, как члена междисциплинарной команды специалистов службы ранней помощи. Имея практический опыт психолога в службе ранней помощи, автор делится своими наработками по проведению психологической диагностики, описывает формы работы с ребенком и его семьей, а также эффективные способы социально-эмоционального развития ребенка, оптимизации детско-родительского взаимодействия, психологической поддержки семьи.
Психолог, как междисциплинарный специалист службы ранней помощи.
Ранняя помощь для ребёнка и его семьи – это комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе и направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлечённости в естественные жизненные ситуации, формированию позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, в семье, содействие включению детей в среду сверстников и их интеграции в общество. Психолог является важным составляющим звеном в команде специалистов службы ранней помощи, занимается вопросами, связанными с социально-эмоциональным развитием ребенка, особенностями его поведения и взаимодействия с родителями и сверстниками, а также общими вопросами психологической поддержки семьи.
Мы все знаем, что в раннем возрасте детско-родительские отношения являются той базой, на основе которой формируется отношение ребенка к миру и самому себе. Чем больше ощущений, энергии и эмоций ребенок получает от родителя, тем лучше налаживаются их отношения, снижается тревога ребенка, развивается прочная и надежная привязанность. Развитие ребёнка невозможно без постоянных, близких, безопасных отношений с заботящимся о нём взрослом.
Дети, с которыми работает психолог в службе ранней помощи, могут иметь следующие социально-эмоциональные проблемы:
- отставание в социальной области;
- аутистические тенденции (разные их виды – от легких проявлений до тяжелых нарушений);
- нарушения адаптации и регуляции;
- тревожные расстройства;
- проблемы поведения: агрессивность, капризы, истерики и пр.;
- нарушения взаимодействия с родителями (или другими членами семьи).
Психологическая диагностика в службе ранней помощи.
Для каждого ребёнка на входе в программу ранней помощи проводится оценка развития с использованием диагностических опросников KID и RCDI, которые заполняют родители (законные представители). Результаты опросника показывают развитие ребёнка по разным областям (коммуникация и речь, самообслуживание, моторика, социальная сфера, познание). Для оценки функционирования ребёнка в ежедневных жизненных ситуациях используется опросник MEISIR. А также при необходимости родители заполняют скрининговый тест на выявление аутизма M-CHAT.
Углублённую психологическую диагностику я провожу, оценивая функционирования ребенка по доменам МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья): «Общие задачи и требования», «Социальное взаимодействие и отношения», а также использую банк психологических диагностик (по необходимости): Шинина Т.В «Шкала инициативности ребёнка», Галасюк И.Н. «Методика диагностики родительской отзывчивости и инициативы ребенка в процессе спонтанной игры», Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет», Мэри Эйнсворт «Незнакомая ситуация», Марк Бабер, Мэтью Лори «Семиуровневая шкала взаимодействия» и др.
Очень информативным является метод наблюдения за взаимодействием мамы с ребенком в ситуации кормления, одевания, совместной игры:
- есть ли у мамы "материнская речь": изменение голоса, выражения лица, жестов, речи;
- чувствительна ли мама к "высказываниям" ребенка, считается ли с высказываниями, слышит ли их, отвечает ли на них, переспрашивает ли;
- оставляет ли мама ребенку время для "ответа";
- отзывчива ли мама на потребности ребенка;
- насколько мама и ребенок направлены друг на друга, включаются в диалог друг с другом, наслаждаются общими делами, эмоциями, открытиями;
- если предстоит изменение активности, готовит ли мама ребенка к этому (например, когда приходит время закончить игру, мама говорит: «Ну, вот мы и поиграли, давай соберем последнюю картинку, потом отнесем их на полку и пойдем домой»);
- отзывчива ли мама на эмоциональные проявления ребенка, понимает ли и принимает эмоции ребенка, как реагирует (позитивно или негативно), умеет ли утешать или требует прекратить плач;
- присутствует ли у мамы агрессия по отношению к ребенку (критика, враждебность, провокации, намеренное расстраивание ребенка, яростные жесты, шлепки, отвержение);
- присутствует ли у ребёнка агрессия по отношению к родителю;
- насколько мама во взаимодействии с ребенком признает его автономию:
Таким образом, психолог в службе ранней помощи оценивает качество взаимодействия и отношений ребёнка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребёнком лицами, в семье, с другими детьми; состояние эмоционального и поведенческого благополучия ребёнка и степень возможного психологического стресса, который испытывает семья и/ или ребёнок.
Психологическая абилитация в службе ранней помощи.
Потребность в оказании психологической помощи семьям, воспитывающих детей раннего возраста, обусловливается наличием огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. В работе психолога большое внимание уделяется внутрисемейным взаимоотношениям и формированию социально-психологического климата в семье.
Основными видами работы с ребенком и его семьей являются:
Коучинг
Мой опыт показал, что применение стратегии коучинга способствует успешному совместному сотрудничеству с родителями, родители начинают принимать активное участие в совместном планировании методов, приёмов работы с ребёнком, рефлексировать взаимодействия с собственным ребёнком, изменять и планировать эффективное, качественное отношение с ребёнком и в семье в целом.
Индивидуальные занятие в диаде «мама – ребёнок»
Во время занятий психолог поддерживает совместную активность ребёнка с родителями, в ходе которой обучает родителей практическим приёмам, методам, техникам, направленным на улучшение качества взаимодействия и общения родителей с ребёнком; оказывает поддержку в области социальных установок и представлений родителей, отношений в семье. Совместно с родителями психолог чётко обозначает навыки, которые родители будут отрабатывать с детьми в домашних условиях.
На занятиях я активно использую метод «Моделирование обучающего взаимодействия», когда демонстрирую родителям, каким образом можно создавать условия для тренировки социально-эмоциональных навыков ребенка. Например, как научить ребенка получать удовольствие от совместной игры или как справляться с истериками. Затем родители самостоятельно повторяют упражнения на тренировку навыка с ребенком, а я комментирую действия родителя, поддерживая и мягко направляя при необходимости.
Групповые занятия психолога
Групповая активность родителей и детей направлена на оптимизацию детско-родительского взаимодействия; социализацию детей, включая взаимодействие со сверстниками, детьми другого возраста и взрослыми вне дома.
Интегрированные групповые занятие психолога с дефектологом/логопедом.
Совместно с дефектологом/логопедом мы на занятии создаёт комфортные условия для бережного сопровождения ребенка и мамы, если они по каким-либо причинам не включаются в работу группы (например, ребенок бросает игрушки, дерется, ведет себя неадекватно ситуации и мама испытывает чувство неловкости за действия ребенка, сама не может найти выход). На занятии мы показываем родителям различные способы поддержки ребенка, приемы оказания помощи, стимулирующие самостоятельную активность ребенка. Привлекаем внимание детей раннего возраста друг к другу, организуем совместной игры.
На занятиях мы стараемся создать благоприятные условия для новых эмоциональных переживаний, для развития подражательных способностей, доброжелательного отношения к сверстникам, развития взаимодействия и совместной игры, социальной и эмоциональной сфер, когнитивных навыков.
Интегрированные групповые занятия имеют определённую структуру, которой мы придерживаемся на постоянной основе.
Структура интегрированного группового занятия:
Ритуал приветствия помогает ребёнку обозначить себя в ситуации «здесь и сейчас», увидеть других, ждать очереди, предвосхищать следующие события.
Игры на подражание, которые способствуют тактильному взаимодействию в диаде «родитель-ребёнок» и эмоциональному единению детей и взрослых, заражая эмоциями.
Игры и упражнения, основной задачей которых является не педагогическая составляющая, направленная на обучение, а развитие социально-эмоционального взаимодействия между мамой и ребенком - игры на совместные действия ребенка и родителя, способствующие установлению контакта между ними. Такие игры позволяют вовлечь детей в процесс работы, переключить их с плача и крика на дружное хлопанье в ладоши, объединяют детей и родителей, задают положительный эмоциональный настрой. Играя, даже стеснительные, замкнутые, тревожные дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
На занятиях мы используем приемы развивающего воздействия в игре:
• предоставляем выбор (ребенок может не принять сюжет игры, предложенный специалистом, а предложить свой сюжет), что способствует развитию коммуникативных навыков и игровой инициативы;
• игнорируем негативное поведение и закрепляем позитивное с помощью поощрения (эмоционального, предметного);
• имитируем действия ребенка, когда присоединяемся к его игре;
• повторяем действия несколько раз, это помогает сосредоточиться на игре;
• проговариваем все действия во время игры, комментируем простыми словами, связывая слово и действие.
Вместе с родителями специалисты оценивают занятие: понравилось — не понравилось, было хорошо или плохо и почему, что показалось самым важным, полезным, а также обсуждают освоение или отработку необходимых навыков с детьми в ежедневных рутинах.
Позволяет почувствовать ребёнку единение с группой, завершенность процесса.
Психологический тренинг для родителей
Это форма работы психолога с родителями, которая направлена на эмоциональную и информационную поддержку родителей, а также на помощь родителям в выявлении сути их проблем и содействии в определении возможных путей решения.
Организуется психологический тренинг по следующей структуре:
- приветствие;
- игры/упражнения, направленные на решение целевых задач (проблемы взаимоотношений в семье, неприятие своего ребёнка, раздражительность, тревога и т.п.);
- релаксационные упражнения, направленные на снижение напряжения и оптимизацию функционального состояния родителей (других членов семьи);
- рефлексия;
- прощание.
Тренинг по детско-родительскому взаимодействию «Радость взаимодействия»
Мой опыт показывает, что телесно-ориентированные игры, метод интенсивного взаимодействия, приёмы методики «Мягкой школы», метод базальной коммуникации являются эффективными способами оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Телесно-ориентированные игры – это язык родительской любви. К ним относятся игры на коленях, игровые массажи, тактильные игры. Основная задача игр на коленях – создание эмоционального взаимодействия родителя и ребенка, что, безусловно, способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость и малышам, и родителям.
Все игры и упражнения на тренингах разделяются по степени сложности, собственной активности ребенка и порядку предъявления.
На первом этапе (от младенчества до 2 лет) используются преимущественно тактильно-кинестетические игры на коленях у взрослого, простейшие жестовые игры и элементарные хороводы (типа «карусели»). Ребенок воспринимает свое движение и равновесие в основном пассивно, через разнообразные прикосновения воспринимает границы своего тела.
На втором этапе тактильно-кинестетические игры сохраняются, но проводятся не на коленях взрослого, а на отдельных стульчиках, на ковре или на месте в кругу. Основную часть этапа составляют простейшие жестовые игры, которые происходят в подражании взрослому (от 2лет до 2,9мес.). На этом этапе тактильные ощущения создаются и переживаются ребенком более активно, возникает активное проживание движения и телесного равновесия.
На третьем этапе тактильно-кинестетические игры выполняются детьми самостоятельно (подражание взрослым). Образно-жестовые игры становятся сложнее, и к ним добавляются музыкально-ритмические в соответствии с уровнем развития детей (от 2,6мес. до 4лет).
Существует несколько важных правил, которыми нужно руководствоваться, прежде чем начинать играть с ребенком:
• руки взрослого должны быть теплыми;
• потешки необходимо читать с выражением, интонационно окрашивая каждую фразу;
• игры должны проходить весело;
• если в игру вводятся новые персонажи, то необходимо прежде рассказать о них ребенку.
Например, игры:
Тушки, тутушки сидели на подушке.
Пришли подружки, столкнули с подушки.
Мы с подушки – ух!
На подушку – плюх! - Мамы кладут себе на колени подушки. Дети садятся на подушки. Мамы ритмично поочередно поднимают колени. Подушку наклоняют, ребенок плавно съезжает на пол. Сажают ребенка на подушку.
Малыши сидят на коленях у родителей.
Куй, куй, Ковалек,- Берем правую ножку ребенка в руку.
Подкуй сапожок, - Ритмично постукиваем левой ладошкой.
На правую ножку золоту подковку,- Ритмично постукиваем малыша по правой пяточке,
На левую ножку золоту подковку. - Ритмично постукиваем малыша по левой пяточке.
Подкуем, подкуем, - Соединяем стопы и постукиваем стопа о стопу
Ножки, бегайте бегом.
Интенсивное взаимодействие
Это способ коммуникации и совместного «проживания», присутствия рядом со взрослым, находящимся на до-вербальной стадии развития.
Грэм Фёрт сформулировал основные техники «Интенсивного взаимодействия» следующим образом:
- разделение персонального пространства: получение удовольствия от совместного пребывания, взаимоподдержки, теплоты взаимоотношений;
- физический контакт, как непременная часть взаимодействия: обоюдный контакт руками, ногами в полном доверии партнеров по взаимодействию;
- эхо-вокализация: это может быть повторением как вербальных, так и невербальных звуков: звуков дыхания, пощёлкивания, повизгивания, смеха, жужжания. Вокальное эхо создает диалогичность, цикличность взаимодействия, обратную связь, показывает, что партнера услышали и ответили на его собственном языке.
- отражение поведения: это отзеркаливание двигательной активности ребёнка, его движений рук, ног, корпуса, что также создает телесный диалог, ответ телом.
- глазной контакт как важнейшая, непременная часть взаимодействия;
- совместная активность: совместное исследование предметов, фотографий, передвижение предметов в поле зрения или слышания ребёнка, комментирование его действий;
- совместное слушание музыки или просто звуков, пропевание или повторение имени ребёнка или других подходящих по ситуации звуков;
- совместные действия: без цели и результата, направленные на то, чтобы просто быть вместе: ритмические движения, игра с воздушными шариками или с водой, перетягивание веревочки, игры с водой и губками и пр.;
- чередование напряжения и расслабления, когда после активности следует пауза, оставляющая ребёнку время для регуляции собственного напряжения, активности, возможность предвидения и реагирования (игры: «ку-ку», «прятки», «раз-два-три, лови», «на старт-внимание-марш», шумовые игры);
- использование мимики и выражений лица в коммуникативных намерениях, создание возможности для ребёнка ответить тем же способом: улыбкой, морганием, «рожицей», движениями языка;
- очередность: когда оба партнера по коммуникации обмениваются по очереди сообщениями, в какой форме они бы не были: мимические сигналы, поочередные вокализации, любые поочередные движения: хлопки, передача вещей «туда-сюда» и т.д.
Приёмы «Мягкой школы»
«Мягкая школа» построена с использованием телесно – ориентированного подхода, как самого демократичного и доступного. Участники не заучивают никаких движений, а погружаются в поток взаимодействия с другими людьми, в результате которого на физическом уровне возникает сложная ситуация, которую ребёнок может пройти, лишь преодолев какой – либо зажим в теле. Все упражнения в «Мягкой школе» построены на ситуативном подходе: создаётся ситуация, посильная для конкретного ребёнка, и чтобы преодолеть её, приходится всё время импровизировать. Ребёнку помогают учиться не упражнениям, а способам создания собственных средств выхода из трудных положений. Когда это умение в результате тренировок становится бессознательным, его можно применять в любой своей деятельности.
Основные принципы в «Мягкой Школе»:
- позитивное мышление;
- игра;
- ситуативный подход;
- работа в паре;
- безопасность;
- единство тела и психики;
- постепенность и последовательность;
- индивидуальный подход, учёт возрастных особенностей;
- динамическое расслабление;
- диалог, партнёрство;
- идти туда, где сложно;
- интуиция;
- учить только тому, что умеешь сам.
Базальная коммуникация для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития, расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
Базальная коммуникация – это диалог с помощью тела, так называемый «соматический диалог». Понятие «базальный» означает, что для такой коммуникации не нужно никаких предпосылок. Часто для коммуникации с ребёнком мы используем прикосновения, очень важно обратить внимание на качество наших прикосновений. Лучше воспринимаются уверенные, ощутимые, медленные, предсказуемые, прикосновения, хуже – неожиданные, поверхностные, быстрые, скользящие. С помощью прикосновения мы обозначаем своё присутствие, говорим: «Я с тобой», поддерживаем контакт. В процессе такой коммуникации у ребёнка появляется симпатия, интерес к взрослому, исчезают страхи, напряжение, паника. У ребёнка создаётся ощущение открытости отношений и эмоционального комфорта в диаде «родитель-ребёнок».
Психологическое консультирование.
Консультирование может осуществляться как в индивидуальном, так и в групповом формате по запросу родителей. Важно создать комфортную обстановку во время беседы, тогда родители с большей вероятностью предоставят подробную информацию о жизни ребенка и семьи. Мой опыт показывает, что использование нижеприведённых практических советов по проведению консультаций с родителями очень эффективен:
Заключение
Проанализировав научную литературу по проблеме организации и оказанию услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии, ограничением жизнедеятельности или риском развития ограничений жизнедеятельности и имея собственный опыт работы в службе ранней помощи, я могу сказать следующее: на сегодняшний день психологическое сопровождение – это особая форма взаимодействия с семьей, в ходе которого происходит поиск скрытых ресурсов членов семьи и самого ребенка.
Список литература
Перечень нормативных документов:
Ссылки
[https://www.maam.ru/detskijsad/rol-igry-v-adaptacionyi-period-detei-ranego-vozrasta.html]
[https://arprussia.ru/sluzhba-ranney-pomoshchi/spetsialisty-sluzhby-ranney-pomoshchi/]