Интегрированные групповые занятия с детьми и их родителями в службе ранней помощи.
Аббасова Тамара Сахибовна, специальный педагог службы ранней помощи
ГАУ НСО «Областной центр социальной помощи семье и детям «Морской залив»
В настоящее время многие семьи нуждаются в ранней помощи. Своевременная диагностика и правильное психолого-медико-педагогическое воздействие помогают избежать множества нарушений в развитии ребенка.
В нашей службе ранней помощи большое внимание уделяется групповым интегрированным занятиям.
Основными целями проведения групповых занятий являются:
Для достижения этих целей необходимо решить множество задач:
Интегрированные групповые занятия ведут педагоги междисциплинарной команды. Такая командная работа обеспечивает всестороннее развитие детей. Каждый ребенок включается в разные сферы деятельности, получая при этом множество новых эмоций, ощущений, ярких образов, а каждый родитель видит работу разных специалистов, которые решают общие задачи для каждой конкретной семьи.
Групповые занятия имеют определенную структуру:
1) приветствие, игры под музыку (двигательные, пальчиковая гимнастика);
2) игры (манипулятивные, игра-исследование, на решение проблем, сюжетные);
3) игры в музыкальном зале;
4) продуктивная деятельность (аппликации, рисование, лепка и пр.);
5) прощание, свободная игра.
Согласно этой структуре, дети сначала приветствуют друг друга, нажимая по очереди кнопку "привет" и передавая её по кругу. Затем дети играют под музыку с предметами (например, с перышками, шишками, палочками, мешочками, обручами, платочками), проводится пальчиковая гимнастика. Родители активно включаются в процесс занятия. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, то родители помогают ему, направляют его ручки и всячески подбадривают его.
Далее появляется какой-то сказочный герой, который пришел к ребятам в гости и хочет с ними поиграть. Он предлагает им пройти в сказочную комнату, где детям нужно выполнить какое-то задание (например, покормить кого-то, найти спрятанные игрушки, помыть овощи, фрукты или посуду, помочь приготовить обед, постирать платочки, погладить кукольную одежду, собрать бумажки в ведерко).
После того, как дети выполнят задания, они отправляются вместе со сказочным героем в музыкальный зал, где их ждёт множество интересных заданий с различными музыкальными инструментами. Несколько игр проводится в кругу, на ковре, а затем дети перемещаются в центр зала и выполняют двигательные упражнения под музыку. Далее сказочный герой предлагает детям выполнить какую-то поделку, соответствующую теме занятия, которую каждый ребенок заберет домой и продолжит игру, вспоминая, что он делал на занятии.
После того, как все задания будут выполнены, сказочный герой прощается с ребятами и предлагает им свободную игру в двигательной комнате. Это помогает детям лучше адаптироваться, научиться взаимодействовать друг с другом.
На каждом занятии специалисты используют визуальное расписание, которое помогает ребятам лучше понять, что именно их ждёт на занятии. Важную роль это играет для тревожных детей, которым тяжело адаптироваться, а также для детей с нарушениями речи, слухового восприятия и для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.
Интегрированные занятия помогают детям приобретать базовые и специфические навыки в ежедневных жизненных ситуациях. Дети учатся ползать, прыгать, ходить по кругу, перелезать через препятствия, начинают воспринимать музыкальные инструменты, осваивать нормы поведения на занятиях, изучают свойства окружающих предметов. Проведение интегрированных занятий помогает детям лучше воспринимать окружающих людей, взаимодействовать с другими детьми, дети начинают соблюдать очередность во время передачи игрового материала по кругу. Также улучшается контакт между родителями и детьми. Родители начинают активно включаться в процесс проведения занятий, всячески помогать своему ребенку, направлять его и поощрять за малейшие успехи.
Многие родители интересуются дидактическим материалом, музыкальным сопровождением, задают вопросы по поводу приобретения материала, который использовался на занятиях, а также узнают, какие еще методики можно использовать для дальнейшей работы с ребенком и над какой областью развития ребенка нужно активно работать.
На занятиях очень часто используется простой материал, который есть дома у каждого родителя, либо который можно легко найти (например, крупы, баночки, коробочки, природный материал, бумага, соломинки, фольга, вата). Демонстрация подобного материала во время занятий показывает доступность проведения таких же игр в домашних условиях.
Очень многое для развития ребенка есть в его ближайшем окружении, но зачастую не используется родителями. Многие родители не разрешают детям трогать песок, листья, траву или снег, собирать камни, шишки и прочий природный материал, не дают возможности поиграть с крупой, посудой и стараются всё сделать за ребенка, не давая ему возможности проявлять активность в ежедневных жизненных ситуациях.
Правильная и своевременная помощь специалистов необходима каждой семье, в которой воспитывается ребенок с нарушениями в развитии или риском развития нарушений. Интегрированные занятия способствуют комплексному развитию детей. Все базовые и специфические навыки, которые приобретает каждый ребенок, развиваются в повседневных естественных жизненных ситуациях, что является неотъемлемой частью ранней помощи.
Ссылки на источники
1) Джонсон-Мартин Н. М., Дженс К. Г., Аттермиер С. М., Хаккер Б. Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями/Под ред. Н. Ю. Барановой. - СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. - 336 с.
2) Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл.